Министерство регионального развития Российской Федерации

Доклад А. М. Иванова на совещании с руководителями ТО ФОИВ

 

 

 

 

Тезисы для доклада к совещанию

по теме:

 

 

 

 

«Эффективная деятельность территориальных органов федеральных органов исполнительной власти - уверенное социально-экономическое развитие субъектов Северо-Кавказского федерального округа»

 

 

 

 

 

В целях реализации задач по развитию Северного Кавказа, поставленных Президентом, Правительством Российской Федерации 24 мая 2010 года было принято Постановление Правительства РФ № 363 "О некоторых вопросах совершенствования государственного управления в Северо-Кавказском федеральном округе». В п.1 данного Постановления Министерство регионального развития Российской Федерации уполномочено осуществлять координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов при разработке и реализации мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа.

Межрегиональное управление Минрегиона РФ по Северо-Кавказскому федеральному округу, являясь территориальным органом Министерства регионального развития Российской Федерации, осуществляет свою деятельность согласно Положению, утверждённому приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 24 сентября 2010 года

№ 418. Межрегиональное управление имеет право запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов экономико-статистические данные, необходимые для выполнения возложенных на Межрегиональное управление функций (п.2.2.1. Положения о МРУ Минрегиона РФ по СКФО).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 года № 1485-р была утверждена Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, а 27 декабря 2010 года Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2444-р утверждён План мероприятий по реализации данной Стратегии.

Данный План составляют 89 мероприятий, они разбиты на 19 блоков, такие же, как в оптимальном сценарии Стратегии: агропромышленный комплекс, развитие туризма, молодежная политика, малый и средний бизнес и так далее. Что в Плане мероприятий наиболее интересно? Во-первых, госпрограмма, куда войдут три федеральных целевых программы: "Юг России (2008-2013 годы)", "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы" и "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы". Это основополагающий инструмент реализации Стратегии.

На данные федеральные целевые программы было выделено в 2010 году 180 млрд. рублей. Из них на развитие инфраструктуры - 14%, туризм - 7%, социальную сферу - около 39%, промышленность и агропром - 12%, на жилье, коммунальное хозяйство - 24%, прочие расходы - 4%.

В результате мер программного и финансового характера консолидированные бюджеты субъектов Северо-Кавказского федерального округа в 2009 году возросли в целом на 6% за счет увеличения поступлений межбюджетных трансфертов. При том, что в целом по субъектам Российской Федерации доходы консолидированных бюджетов, к сожалению, сократились на 5%.

По предварительным данным, основные показатели социально-экономического развития в субъектах Северо-Кавказского округа в 1 квартале 2011 года по сравнению с 1 кварталом 2010 года выглядят следующим образом:

- отгружено товаров собственного производства по основным отраслям (в сопоставимых ценах) –
2

- индекс промышленного производства

3

 - объем выполненных работ в сфере деятельности «Строительство» в расчёте на душу населения

4

- индекс с/х производства

5

-   объём розничной торговли

6

7

-   численность зарегистрированных безработных

8

- среднемесячная номинальная начисленная заработная плата – в 1 квартале 2011 года показатель вырос в целом по СКФО на 9,6 % , а по РФ – на 9,3%

9

- задолженность по заработной плате на 01.04.2011 года

10

Всего по РФ задолженность по заработной плате по состоянию на 01.04.2011 года составила 2 725 млн. руб. По СКФО задолженность по зарплате на отчетную дату составила 32,9 млн. руб. По сравнению с 1 кварталом 2010 года отмечается увеличение данного показателя в Кабардино-Балкарской Республике и Ставропольском крае.

 

- младенческая смертность

11

В 1 квартале 2011 года по РФ данный показатель не изменился, по СКФО в целом снизился незначительно и составил 4%. Самый большой показатель снижения младенческой смертности отмечен в КЧР – 19%.

 

Но, следует отметить, что в целом, по округу показатель ВРП ниже, чем по Российской Федерации. Отраслевая структура ВРП СКФО такова:
12

строительство-12,5%; оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования-21,3%; гостиницы и рестораны - 2,1%; транспорт и связь-9,4%; финансовая деятельность-0,1%; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 4,6%; государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное страхование-9,6%; образование – 5,8%; здравоохранение и предоставление социальных услуг – 6%; предоставление прочих услуг (коммунальных, социальных и персональных) – 1,3%; рыболовство, рыбоводство – 0,1%; с/х, охота и лесное хозяйство – 13,9%; добыча полезных ископаемых – 0,9%; обрабатывающие производства – 8,1%; производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 4,3%.

 

Сейчас как никогда важно запустить механизмы создания новых рабочих мест, формировать условия для старта новых проектов, стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства, местной промышленности, сельского хозяйства, строительства, инфраструктуры в самом широком смысле этого слова. Необходимо научиться использовать в полной мере очевидные конкурентные преимущества Северного Кавказа, уникальный природный потенциал. Для этого предстоит улучшить инвестиционный климат в регионе, навести порядок в социальной и бюджетной сферах, в контрольно-надзорных органах, в целом в структурах власти, обеспечив при этом жесткий контроль за использованием государственных средств. Таким образом, предстоит существенно повысить эффективность федеральной политики. Говоря о проблемах Северного Кавказа, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев определил, что «решению социально-экономических задач мы будем уделять первоочередное внимание».

 

Премьер-министр Российской Федерации Владимир Владимирович Путин определил ряд задач, решение которых позволит значительно улучшить социально-экономическое положение Северо-Кавказского федерального округа. Одной из них глава правительства назвал наведение порядка в государственном аппарате, во власти. Путин предложил начать с территориальных органов федеральных ведомств, которые должны стать реальным инструментом развития региона, призваны быть оплотом законности и порядка.

Сегодня вопросу координации и повышении эффективности деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти уделяется много внимания.

Полномочный представитель Президента РФ в СКФО А.Г. Хлопонин и его заместители неоднократно проводили встречи с руководителями ТО Росреестра, ФНС, ФТС, Росфиннадзора.

Не остаётся без внимания и контроля деятельность территориальных подразделений Федеральных органов исполнительной власти со стороны руководства Федеральных агентств и ведомств.

Так, 28 апреля 2011 года в г. Пятигорске состоялось выездное совещание территориальных управлений Росфиннадзора СКФО под председательством руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Павленко Сергея Юрьевича. Завтра 01 июня в г. Кисловодске Департамент Росприроднадзора проводит расширенное совещание под руководством Кириллова Владимира Владимировича, руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Примеры можно продолжать.

Актуальность проводимого сегодня мероприятия также обусловлена возрастающей необходимостью качественно нового подхода к решению государственных задач по реализации мероприятий, предусмотренных Стратегией развития СКФО до 2025 года. От эффективной деятельности территориальных органов во многом зависит социально-экономическое развитие субъектов СКФО и округа в целом.

На 01 января 2011 года в Северо-Кавказском федеральном округе насчитывалось 184 территориальных органа, в т.ч. 13 – окружных. Численность работников ТО в СКФО составила – 35 071 чел. Расходы на содержание - 15,5 млрд.руб.; в т.ч. на заработную плату – 9,8 млрд.руб.

13

 

Армия чиновников огромна, хотелось бы и результаты от деятельности получить соответствующие.

Особое значение на сегодняшний день обретает не только внутриведомственное взаимодействие ТО, но и межведомственное. Особенно это важно, когда речь идёт о взаимодействии ТО по реализации конкретно взятого инвестиционного плана. Главным препятствием для развития бизнеса в России, по мнению экспертов, является бюрократия. Надзорные органы зачастую оказывают серьёзное административное давление на бизнес. Например, для начала стройки предприниматели собирают необходимые документы более чем в десяти государственных учреждениях. Всемирный банк совместно с Международной финансовой корпорацией подготовил рейтинг благоприятности условий для предпринимательской деятельности. Результаты проделанной работы обнародованы в докладе «Ведение бизнеса — 2010: Проведение реформ в трудные времена». По показателю «получение разрешения на строительство» Россия заняла 182 место из 183. Д. Медведев прокомментировал: «То есть хуже, чем у нас, разрешение на строительство не дают нигде, кроме, может, последней страны».

В Послании Президента РФ Федеральному собранию от 30 ноября 2010 года сказано: «В каждом регионе должна быть принята внятная программа улучшения инвестиционного климата и создания новых, высокопроизводительных рабочих мест на основе так называемых лучших региональных практик. К числу таковых относится сокращение сроков выдачи разрешений, необходимых для начала бизнеса, создание подготовленных промышленных площадок и целый ряд других мер… Важнейшее правило – соблюдение принципа одного окна. Люди не должны собирать бумажки, бегая по разным присутственным местам…».

Качественное решение государственных задач, стоящих перед ТО, сложно представить без эффективно функционирующего механизма информационно-электронного сопровождения деятельности.

27 июля 2010 года вступил в действие Федеральный закон (№210-ФЗ) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Данный закон регламентирует предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме (с использованием информационно-коммуникационных технологий). Одно из важнейших направлений при решении задач, связанных с повышением качества услуг - создание многофункциональных центров (МФЦ) предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты населения. МФЦ уже функционируют в нескольких субъектах СКФО (Ставропольский край, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Дагестан).

12 мая 2011 года в Грозном состоялось заседание  Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, которое провёл заместитель Председателя Правительства  Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства РФ Вячеслав Володин. Он напомнил, что с 1 июля текущего года каждый гражданин страны будет иметь доступ к получению необходимой информации. Это станет возможным в рамках реализации Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которым регламентирована деятельность государственных и муниципальных органов, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этих органов.   Он обратил внимание, что именно на ведомствах и регионах, оказывающих государственные и муниципальные услуги, лежит ответственность за обеспечение реализации требований Закона «Об услугах».

Как обстоит дело с предоставлением электронных государственных услуг у территориальных подразделений Федеральных органов исполнительной власти сегодня? В большинстве своём - в процессе организации деятельности в данном направлении.

 

Сегодня мы поговорим о том, как мы будем выстраивать дальнейшую совместную работу.

Начну я с первых итогов – результатов мониторинга эффективности деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

В Межрегиональном управлении Минрегиона РФ по СКФО вопрос взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти курирует заместитель руководителя управления Бычков С.Т. В управлении функционирует отдел координации, мониторинга и оценки эффективности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти.

На основании п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. № 363, во исполнение п.3 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 г. № 2444-р Межрегиональным управлением в 1 квартале 2011 года была проведена работа, связанная с оценкой эффективности деятельности территориальных органов.

 

Оценку эффективности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти МРУ Минрегиона проводило в соответствии с уровнем влияния того или иного федерального органа на достижение основной цели Стратегии, решения поставленных в ней задач и выполнения мероприятий по её реализации.

Было отправлено 140 писем-запросов. Получено 132 ответа.

Специалистами МРУ Минрегиона РФ по СКФО был проведён анализ ответов от территориальных органов в следующем разрезе:

 

1) исполнительская дисциплина;

2) анализ полученных данных по запрашиваемым показателям;

3) обобщение и систематизация предложений от территориальных органов.


В результате проведённого анализа полученных данных (пока неполных) от территориальных органов, осуществляющих свою деятельность в субъектах СКФО, можно сделать предварительное заключение, которое отражает работу территориальных органов лишь в целом.

 

Деятельность территориальных органов федеральных органов исполнительной власти

По оперативным данным Межрегионального управления Министерства регионального развития Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу проведен предварительный анализ деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (далее ТО ФОИВ), действующих на территории СКФО по итогам 2010 года.
Так, по данным  Роспотребнадзора несмотря на уменьшение количества проверок,  доля взысканных штрафов выросла с 85% до 97%, а количество зарегистрированных случаев массовых инфекционных заболеваний уменьшилось на 50%. По данным Росздравнадзора наблюдается увеличение охвата проверками на предмет выявления случаев отсутствия необходимой лекарственной помощи гражданам, что, в свою очередь, привело к снижению доли рецептов, принятых на отсроченное обеспечение при первичном обращении пациентов в аптечное учреждение.
По итогам деятельности Ростехнадзора отмечается уменьшение аварийности и смертельного травматизма на опасных производственных объектах. По данным Росводресурсов доля очистных сооружений, оборудованных средствами учёта и контроля, сбрасываемых сточных вод увеличивается, также отмечен значительный рост денежных сборов за пользование водными ресурсами.
В результате деятельности Росфиннадзора отмечается тенденция роста соотношения возмещённых средств, использованных с нарушениями законодательства в финансово-бюджетной сфере к общей сумме средств.
Рострудом систематически проводится работа по выявлению просроченной задолженности по выплате заработной платы, принимаются  необходимые меры, что приводит к снижению задолженности по  выплате заработной платы.
По данным Росалкоголя отмечен значительный рост количества экспертиз алкогольной продукции, проверок производителей и оптовых продавцов алкогольной продукции и, как следствие, увеличение количества наложенных штрафов. При этом, доля истребованных  штрафов от общей суммы наложенных штрафов имеет тенденцию значительного роста.
Сумма перечисленных таможенных платежей по данным ФТС, доля таможенных платежей, взысканных в результате корректировки таможенной стоимости товаров, выявление нарушений валютного законодательства в стоимостном выражении, сумма ликвидированной задолженности по уплате таможенных платежей  имеют стабильный рост.
Вместе с тем, по данным Росприроднадзора, вызывает беспокойство положение по увеличению площади неуправляемых лесных пожаров в заповедниках и национальных парках. Особую озабоченность вызывает низкая оперативность реагирования на лесные пожары, которая находится на уровне 30-50% в республиках СКФО.  Так, к примеру, в Республике  Ингушетия очевиден значительный рост по данному показателю.
В результате сравнительного анализа  затрат бюджета на содержание ТО ФОИВ в СКФО установлено что практически по всем территориальным органам затраты бюджета на зарплату государственных служащих ниже среднероссийских показателей (РФ-26,5 тыс.рублей, СКФО-20,9 тыс. рублей). Среднемесячные затраты бюджета на содержание государственных служащих ТО ФОИВ в расчете на душу населения ниже чем в среднем по стране (РФ-88,5 рублей, СКФО-53,6 рублей).

 

 

Вывод.
Мониторинг деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти проводится ежеквартально. Во II квартале 2011 года территориальным органам будут предложены обновлённые показатели, которые были откорректированы специалистами МРУ Минрегиона РФ по СКФО с учётом рекомендаций Правительства РФ, имеющегося опыта работы других территорий Российской Федерации и поступивших предложений от территориальных органов.
Оценка эффективности деятельности территориальных органов станут предусматривает три основных блока:


1. Результаты в установленной сфере деятельности:
1.1. деятельность территориальных подразделений федеральных органов власти при реализации собственных полномочий и оказании государственных услуг (в т.ч. электронных), которые влияют на социально-экономическое развитие субъектов РФ по СКФО;
1.2. реализация ревизионных и контрольно-надзорных функций, в разрезе достижения конечных результатов деятельности территориального органа в установленной сфере; в виде предупреждения опасных явлений, профилактических правонарушений и т.п.;
2.      Результаты эффективности использования финансовых ресурсов (в т.ч. эффективность работы чиновника);
3.    Удовлетворённость  населения деятельностью органа власти                     в установленной сфере деятельности.  


По результатам ежеквартального мониторинга данные направляются в Правительственную комиссию по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа.
Ответственность за своевременную, достоверную и качественную подготовку информации несут руководители территориальных органов.

 

В заключение ещё раз хочу подчеркнуть, территориальные органы должны и могут стать реальным инструментом развития региона. Основным результатом нашей общей работы должны стать качественные изменения в социальном самочувствии людей, которые живут в Северо-Кавказском регионе, в их настроении. Улучшение жизни должен почувствовать на себе каждый житель, каждый гражданин и в особенности - молодёжь Северного Кавказа. Граждане наши должны понять, что они востребованы и могут работать, открыть собственное дело, обеспечить достаток своим семьям, могут своим руками, собственным трудом добиться перемен к лучшему, внести вклад в развитие своих регионов. Что у них и их семей есть будущее, то, ради чего стоит жить и трудиться.

 

Интерактивная карта

Интерактивная карта СКФО